Шипунова Елена Николаевна
|
Тезисы выступления на ХХХ Международных рождественских чтениях.МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»
Шипунова Елена Николаевна, старший воспитатель ВКК
Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Феликс Адлер
«Гармонизация детско-родительских отношений в условиях цифровизации»
Семья – это уникальный институт общества. Она оказывает специфическое, не заменимое ничем другим влияние на развитие личности любого человека, и особенно несовершеннолетних детей. Характер семьи, степень ее материального благополучия, духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание детей и в конечном счете успехи и достижения всего общества. Петр I вошел в историю как величайший преобразователь. Он не просто проводил реформы, а менял жизненные устои. Затевая в России масштабные перемены, великий император-реформатор, не мог обойти своим вниманием вопрос воспитания молодёжи. Он знал — именно от подрастающего поколения зависит, какое будущее ждёт страну, поэтому повелел подготовить манускрипт с наставлениями для молодых людей — «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению». Родительское воспитание в Петровскую эпоху строилось на сугубо авторитарном стиле. Семейный патриархат рассматривался в общегосударственном масштабе: дети должны были подчиняться государству, своим родителям. Петр I скоропостижно умирает, и государственная концепция воспитания на практике ослабляет свои позиции. Меняются эпохи, а вместе с ними жизненный уклад, педагогические условия и механизмы. Организационно – педагогические условия по реализации детско – родительских отношений. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками); Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Федеральный Закон от 29 декабря .2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р об утверждении Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Сущность практического опыта. Семья играет важную роль в формировании личности человека. Иногда эти отношения имеют дисгармоничный характер. Воспитать своего ребенка – великое искусство. Установление доверительных отношений педагога с родителями плавно ведет к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка. Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы ДОУ, направленной на формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка. Современный мир построен на базе компьютерных электронных систем, которые проникли во все сферы деятельности человека. Основным элементом техногенного развития человечества является компьютер, именно это устройство сегодня решает бесконечное множество поставленных задач. Под влиянием технологий происходит реконструированные отношений детей и родителей – родителям проще оставить ребенка с цифровой няней (компьютер, гаджет, девайс) которые прекрасно справляются с рядом родительских задач – научат, займут на время, почитают сказку и т.д. Поэтому с малых лет современные дети волей или неволей становятся цифровыми аборигенами и ощущают себя на равных или выше своих родителей в вопросах овладения возможностями интернета. Цифровой разрыв поколений подрывает родительский авторитет, снижает качество общения детей и взрослых, минимизирует их совместную деятельность и досуг, и когда родители это осознают, к сожалению, уже время упущено – ребенок погружен в виртуальную реальность, что отражается на социализации и ведет к девиациям. Компьютерная зависимость за последнее десятилетие приобрела масштаб глобальной эпидемии. Она формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость. Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье. Но как же в таких цифровых условиях удержать баланс в детско-родительских отношениях? Сейчас век компьютерных технологий, и как бы мы ни хотели – в итоге всё равно ребёнок будет сидеть за компьютером, пользоваться гаджетами. Сейчас, чтобы обезопасить ребенка приходится учить его… правилам пользования интернетом. Как современному родителю не превратиться в зануду, а стать другом своему продвинутому ребенку? Как превратить увлечение компьютерной техникой в полезное занятие? Здесь важно взрослым научить ребенка компьютерной грамотности, чтобы интернет не стал врагом родителей, а другом детей, ведь современные гаджеты в современной жизни переплетается разными цветами. С использованием цветовой гаммы можно выстроить модель детско – родительских отношений. Зеленый цвет – интернет как способ путешествовать. Современная техника дает нам удивительные возможности, чтобы совершить виртуальные путешествия в любые места мира, даже не выходя из дома. Бесспорно, виртуальные путешествия не заменять настоящие путешествия со всей их гаммой ярких ощущений и впечатлений, но они помогают нам бесплатно увидеть любой уголок земли. Вместе с ребенком можно полетать над крышами Санкт-Петербурга, посетить Эйфеливую башню, заглянуть в залы Третьяковской галереи или Кремля, оказаться среди гор и водопадов или в удивительном подводном мире. В условиях самоизоляции эта сторона интернета приобрела особую популярность. Синий цвет - интернет - это кладезь информации. Однажды, ребенок задаст свое традиционное «Почему?» и взрослый всегда может обратиться к интернету, например «Хочу научиться играть в шахматы!» В интернете имеется информацию об известных шахматистах, онлайн-уроки для начинающих, интересные видео партий. Конечно, одними шахматами не ограничивается – познавательные фильмы о природе, интересных и загадочных фактах. А знаете ли вы что такое кульбит? Как ухаживать за морской черепашкой? Как нарисовать орла поэтапно? Фиолетовый цвет - в интернете происходит обмен опытом. В первую очередь он позволяет быстро и легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир. У ребенка появилось хобби – оригами, в сети всегда найдутся люди, которые помогут освоить новую технику. Красный цвет - интернет как способ общения. Находясь в разных уголках страны можно найти друзей по переписке, общаться можно и с другом из соседнего двора, особенно если он приболел. А что делать детям, которые лишены возможности выходить на улицу (инвалиды) – тут на помощь приходит интернет. Если ребенок глухонемой – видеосвязь, переписка в социальных сетях – помогают ему не быть одному в своей беде. Коричневый цвет - мультатека. Это то место, к которому можно обратиться, если хочется посмотреть мультики. Это - Мультстрана, в которой живут любимые добрые сказочные персонажи, которые учат добру – Кот Матроскин, Крокодил Гена, Кот Леопольд, Домовенок Кузя и др. Оранжевый цвет - развивающие занятия. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка: герои книг и сказок, предметы, буквы, цифры. Занятия на компьютере улучшают память и внимание. Учитывая, что детская память непроизвольна, то есть лучше запоминаются яркие, значимые, эмоционально окрашенные детали, компьютер помогает запоминать больше, осмысленнее и дольше. Компьютерные игры формируют интеллект, моторную координацию. У нас есть хороший помощник – компьютер. С его помощью совместное времяпровождения «родитель-ребенок» превращается в захватывающую игру, но интернет-паутина, хоть и разноцветная, которая затягивает, если не знать меру. Нельзя забывать о золотой середине – о норме. Нужно понять, что современные гаджеты– это не «волшебная палочка», которая всегда придет на помощь взрослому. Встреча детей и компьютера неизбежна. Да и зачем её избегать, если можно подходить с умом и использовать цивилизацию действительно во благо детско-родительским отношениям! Таким образом, в сравнении с временами Петра I и современного мира в большинстве семей преобладает благоприятное отношение к ребенку, выражающее согласие с ним и одобрение его действий, поступков и интересов. Родитель уважает и признает индивидуальность ребенка, его достоинства, положительные качества и ценность, принимает его таким, какой он есть, проявляет внимание к детским желаниям и стремлениям, одобрением побуждает ребенка к развитию самостоятельности, предприимчивости и способности рассуждать и действовать независимо. 9 декабря 2021 в 08:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.