Шипунова Елена Николаевна

Познавательно - исследовательский проект «Александр Невский - душа России»

МКДОУАГО «Ачитский детский сад «Улыбка»

 

5e4438d86c568ac36b9f5a9059a092d5.jpg

 

Детский исследовательский проект

 «Александр Невский – душа России»

Подготовительная группа

 

 

 

 

 

Руководителипроекта

Шипунова Е.Н.,старший воспитатель ВКК

Дьякова В.О.,воспитатель 1 КК

 

 

«У того, кто не помнитсвоей истории - нет будущего»

А. С. Пушкин

 

Пояснительная записка

С давних пор наши предки защищали нашуземлю, Святую Русь, нашу Родину от захватчиков. Сегодня, на фоне усиливающегосяполитического давления на Россию со стороны иностранных держав в условияхотсутствия объединяющей национальной идеи, такая позиция должна статьдоминирующей в системе нравственных ценностей россиян. Не зря Президент ПутинВ.В. решительно поставил вопросы повышения и укрепления престижа российскойгосударственности, вооруженных сил и воспитания чувства патриотизма в молодыхгражданах страны в приоритетные задачи национальной политики государства. Во многих дошкольных учреждениях педагоги всерьеззадумались о создании условий для знакомства детей с историей и героями нашейРодины. В настоящеевремя проектная деятельность – одна их эффективных формвоспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольных образовательныхучреждениях. Проект – это работа, которая должна быть выполнена для достиженияуникального, заранее определенного результата в рамках, заданных сроков. В ходеработы над проектом создается что-то новое, укрепляются отношения междупедагогами и семьями, создается устойчивый интерес к совместной работе повоспитанию детей.

Актуальность.
            Во все времена острымоставался вопрос о воспитании уважения и гордости к своей стране. Для этогонеобходимо знать историю, в которой немаловажную роль сыграли отдельныеличности. Именно пример их отношения к Родине поможет гордиться и, самоеглавное, уважать свою родную землю. У каждого народа есть заветные имена,которые никогда не забываются, напротив, чем дальше развивается историческаяжизнь народа, тем ярче, светлее  становится в памяти потомстванравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своемународу, успели оказать ему существенные услуги. Такие деятели становятсяизлюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвигипрославляются в позднейших сказаниях и песнях. Еще выше значение тех деятелей,жизнь которых озаряется ореолом святости, которые умели совершать дело служениясвоему народу в угождение Богу. Тогда они становятся ангелами-хранителямисвоего народа, предстателями за него пред Богом, к ним в тяжелые годиныобращается народ с молитвою о помощи, их небесной защите приписывает счастливыесобытия и случаи избавления от разных бедствий.
            Имя Александра Невского — одноиз самых  славных в истории нашей страны. И не только славных, но что,пожалуй, еще значительнее— одно из самых светлых и любимых русским народом. Онмного потрудился для Русской земли и мечом и головой — вклад его встроительство Российского государства бесценен. 
Александр Невский до сих пор является героем для многих русских людей, и врядли этот образ народного героя может потухнуть с течением времени. Изучаяинтервал истории, который касается жизни и свершений этого великого русскогочеловека, мы понимаем, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родинебыла заключена в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма,наполняют сердце гордостью за свое государство. Героический символ АлександраНевского блещет из прошлого, освещая нам дорогу в будущее, являясь примеромидеала русского духа.

Направлениедеятельности: духовно – нравственное.

Новизна проекта направлена на присоединениедетей к базовым духовно-патриотическим и духовно-нравственным социокультурнымценностям России на примере подвигов Великого благоверного князя АлександраНевского. 

Проект «Защитники земли русской! КнязьАлександр Невский» успешно прошел апробацию в МБДОУ «Детский сад №4 «Морозко» в2019 учебном году.

В ходе реализациипроекта воспитанники познакомились с жизнью и подвигами святого великого князяАлександра Ярославича Невского, у них развился интерес к историческому прошломуРоссии, сопричастности к ее судьбе, приобщились к опыту православной культуры.Освоили первоначальное понимание основ духовно-патриотических категорий «Вера»,«Верность родной земле», «Светлый образ». 

Цельпроекта:духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста напримере Александра Невского.

Задачипроекта:

Исследованиегероических по

Воспитыватьинтерес к родной стране, ярким событиям её прошлого и традициям.

Познакомитьдетей с отдельными наиболее яркими событиями из истории родной страны.

Формироватьу детей интерес к истории нашей Родины на примере исторических событий иличностей.

Воспитыватьэмоционально-положительное отношение к защитникам, воинам, желание подражатьим, походить на них: быть сильными, смелыми, благородными.

Формироватьчувство гордости к верному сыну Отечества - великому русскому полководцуАлександру Невскому.

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Тип проекта: познавательно -исследовательский.

Образовательный модуль – социально –коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Интеграция образовательной деятельности: физическаякультура, музыкальное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическоеразвитие.

Ожидаемые результаты реализациипроекта:

1. Сохранение историческойпреемственности поколений, воспитание бережного отношения к истории, культуре,наследию России.

2. Повышение познавательногоинтереса дошкольников к истории Родины. Формирование основ гражданской позиции.

3. Накопление практическогоматериала по патриотическому воспитанию детей и речевому развитию.

4. Повышение педагогическогомастерства воспитателей МБДОУ, творческого потенциала, уровня методическойготовности педагогов к инновационной деятельности.

5. Повышение заинтересованности иактивности родителей в сотрудничестве с ДОУ.

 

Реализация проекта:
1. Познавательное развитие, речевоеразвитие:
- Чтение С. Баруздина «С чего начинается Родина», К. Ушинского «Отечество»,А. Ишимовой «История России в рассказах для детей», «Православные праздники»,М. Семеновой «Мы – славяне!».
- Чтение и заучивание стихов о России. 
- Дид.игры: «Города России».
- Рассматривание репродукций картины Васнецова «Три богатыря», портреты ДмитрияДонского, Александра Невского.
- Беседы с использованием иллюстраций и презентаций:

·        «Детство Александра Невского»

·        «Александр Невский»

·        «Ледовое побоище»

·        «Почему Александра называют Невским»

·        «Духовный подвиг Александра Невского»

·        «Святой Александр»

2. Социально-коммуникативное развитие:
- Игровая деятельность.
- Центр сюжетно-ролевых игр, спортивный зал: создание предметно-развивающейсреды и совместное изготовление атрибутов для богатырских забав.
- Русские народные подвижные игры.
3. Художественно-эстетическое развитие.
Конструирование «Стены Кремля»;
Изобразительное искусство:
- Рисование «Богатыри земли русской», 
Музыка: 
- Слушание аудиозаписи кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский», гимнаРоссии, русских былин и сказаний; 
- Исполнение песни «Герои – солдаты»;
- Разучивание хоровода для девочек, упражнений с флажками, 
- Слушание песни «Русь называют святою» (А. Петров).
 4. Физическое развитие.
- Народные подвижные игры - забавы: «Вытолкни из круга»», «Перетяни канат»,«Попади копьем в цель»;
- Спортивный праздник «Богатырские забавы».
Работа с родителями:
Изготовление рыцарских доспехов   для участия в спортивномпразднике. 

Этапы работы над проектом.
1 этап – Погружение в проект:
Замысел проекта. 
Выявление первоначальных знаний детей о защитниках Отечества.
Планирование проекта и подбор литературы, художественных образов.
Составление конспекта  непосредственно - образовательной деятельности длядетей старшего дошкольного возраста.
Подбор фотографий для презентации.
Составление сценария спортивного праздника «Богатырские забавы».
2 этап – Организация деятельности:
Привлечение к сотрудничеству педагогов ОУ, знакомство их со сценариемспортивного праздника.
Привлечение родителей к изготовлению  рыцарских доспехов. 
3 этап – Осуществление деятельности: 
Мотивирование детей на проектную деятельность: беседы о героях, защитникахДревней Руси, России. 
Прослушивание аудиозаписи отрывков из кантаты С. С. Прокофьева «АлександрНевский», гимна России, прослушивание и исполнение патриотических песен. 
Просмотр мультфильмов о богатырях, передачи «В гостях у Дуняши».
Оповещение родителей о предстоящем спортивном празднике,  музыкальномдосуге 
Встреча с папой Казакова Егора, служащего в полиции г.Воркуты. Беседа о трудеполицейского,  выдающихся людях этой профессии.

4 этап. Оформление проекта:
Оформление в книжном уголке: литература о героях русских былин, истории России,воспитании ребенка в русских традициях.
В группе: репродукция картины Васнецова «Три богатыря», портрет АлександраНевского, репродукция иконы Александра Невского, портрет композитора С.Прокофьева.
Оформление выставки рисунков в раздевалке «Богатыри земли русской». 
5 этап.  Продукты проекта:
- НОД  «Святой защитник земли Русской - князь Александр Невский»
- Презентация «Города Золотого кольца России»
- Презентация «Александр Невский».
- Коллективная поделка «Стены кремля».
- Выставка рисунков «Богатыри земли русской».
- Сценарий спортивного праздника «Богатырские забавы».
- Рыцарские доспехи, изготовленные родителями.
- Музыкально – поэтический час «Защитник  России – Александр Невский»

Вывод: На основе знакомства с жизнью и подвигами святого благоверного великогокнязя Александра Ярославича Невского, у детей сформировался собирательный образзаступника Русской земли. Дети выяснили значение деятельности князя Александрадля истории Святой Руси. 

Списокиспользованной и рекомендуемой литературы

 

Зацепина М.Б. Дни воинской славы:Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет Библиотека«Программы воспитания и обучения в детском саду» Под общей редакцией М. А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - : Мозаика-Синтез; Москва; 2010.

Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Праздники иразвлечения в детском саду. Методиче- ское пособие для педагогов и музыкальныхруководителей / Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Зацепина М.Б. Культурно-досуговаядеятельность в детском саду. Программа и мето- дические рекомендации. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.

Зацепина М.Б. Основы формирования общейкультуры ребенка. Монография. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004.

Зимина А. Н. Государственные праздники длядошкольников. Учебное пособие, - М.: Педагогическое общество России, 2005.

Избранные пословицы и поговорки / Общ.ред. A.A. Прокофьевой. – М., 1957.

История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А.Георгиев и др. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004.

Программа воспитания и обучения в детскомсаду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, – 5-е изд.,испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

4e679b195df776fba602d6cb5ecccc13.jpg 

5ad95d4ef29d728ab4ba6b162c0ee010.jpga1a84ea11a301578cc8d817c80d7ef5c.jpg 

  

63ee893556e9ad43845f033f6786f47b.jpg5b80bcc052db3bdaee854021e9673607.jpg79bf0814f2a38e627ee334ef58b8975c.jpg58a10d8293bd9f6ce429223b776c4f04.jpg


17 сентября 2021 в 11:11

Прикреплённые файлы:

Документ: Познавательно - исследовательский проект «Александр Невский - душа России»

Описание файла:

Файл называется: konspekty-k-proektu_rqeq8.docx

Это официальный файл организации «Шипунова Елена Николаевна», в нём содержится Познавательно - исследовательский проект «Александр Невский - душа России».

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.